Что такое клипер

История клиперов начинается в 19 веке в США, где в 1810-х годах в Балтиморе, на берегах Часопикского залива, построили первые скоростные парусные суда.

Что такое клипер

Основным их предназначением была доставка скоропортящихся грузов. Использовали их также для доставки рабов и в качестве каперов (узаконенные частные пиратские корабли). Для развития максимальной скорости, по морской формуле «длиннее киль — выше скорость», корпус корабля был существенно изменен. Форма корабля стала более вытянутой и узкой, что, конечно, сказалось на грузоподъемности, но дало существенное преимущество в скорости.

Интересно!

Острый нос корабля разрезал волну, отсюда и пошло название клипер (стригущий волны).

Сколько парусов у клипера?

Первые суда строились в двухмачтовом исполнении, а последующие, более крупные — в трехмачтовом.

При разработке конструкции парусного вооружения была применена комбинация прямых и косых парусов. На каждой мачте можно было ставить до пяти основных прямых парусов, кроме того, при попутном ветре можно было устанавливать дополнительные реи по обе стороны мачты с прямыми парусами.

Это конструктивное решение практически удваивало эффективную площадь парусов и позволяло ловить максимум ветра. Носовые косые паруса служили для улучшения маневренности судна. В итоге получился корабль, превосходящий по скорости более чем в два раза любой другой тип парусного судна того времени.

Наличие большого количество парусов требовало вначале многочисленной команды численностью 50–70 человек, однако с течением времени, с появлением лебедок и прочих механизмов, экипажи кораблей были значительно сокращены. Повышенная прочность корпуса достигалась за счет композитного решения: стального каркаса и деревянной обшивки.

Советуем изучить: Изготовление поручней, трапов, мачт, якорей, каркасов, арок и прочих металлических конструкций по индивидуальным заказам

Историческая роль клиперов

Выдающиеся характеристики клиперов позволили совершить революцию в торговле. Стало возможным доставлять грузы гораздо быстрее.

88c8180c83c27b1dafc3555e207c3e6e[1].pngВыдающиеся характеристики клиперов

В отсутствие железных дорог, соединяющих восточное побережье США с западным, приходилось доставлять все грузы морским путем, огибая Южную Америку.

Золотая лихорадка в Калифорнии подняла ставки фрахта и сделала очень прибыльным владение быстроходными судами, так как все оборудование для золотодобычи производилось на восточном побережье.

Прямые сухопутные пути на западное побережье проходили через индейские территории и были небезопасны, поэтому морские пассажирские перевозки тоже пользовались спросом.

Интересно!

Парусный рекорд клипера под названием «Летающее облако», который составил 89 дней и 21 час на переход из Нью-Йорка до Сан-Франциско сохранился до 1989 года.

«Чайные гонки»

Начиная с 1830 года, после снятия с США торгового эмбарго Великобританией, клиперы ворвались на рынок международной торговли.

Историческая справка

Английские традиции чаепития привели к очень высокому спросу на чай, но английский флот к тому времени не располагал быстроходными судами, а те суда, что имелись, доставляли чайный лист от полугода и более. За это время чай перепревал в трюмах, терял свои вкусовые качества, что никоим образом не устраивало чаеманов Старого Света. За хороший чай нового урожая британская знать готова была очень хорошо платить. Английские коммерсанты быстро нашли выход во фрахте американских быстроходных клиперов, позднее, переняв опыт, корабли такого вида стали строить и британские верфи.

Клиперы позволяли доставлять чай вдвое быстрее, в идеальной сохранности.

Привезти чай нового урожая первым было очень почетным и прибыльным. Капитан и экипаж первого дошедшего с грузом в порт корабля получали солидную премию, а английская знать развлекала себя ставками.

Азарт был настолько велик, что эти состязания стали называть ежегодными «чайными гонками». Судовладелец, ставший победителем только в одной такой гонке, мог с прибылью возместить все затраты на постройку нового корабля.

Служить на гоночном чайном клипере было очень почетно; сегодня это сравнимо с игрой в высшей лиге. Помимо чая из Китая, клиперы перевозили шерсть из Австралии, вино, спиртные напитки и другие грузы.

«Темная сторона» клиперов

Однако у клиперов была и «темная сторона»; их использовали контрабандисты для перевозки в Китай опиума из Индии. (Позднее этот бизнес был монополизирован и легализован Великобританией, а Китай массово начал курить опиум). Те же гоночные клиперы, чтобы не идти порожняком в Поднебесную, забирали и доставляли груз опиума.

Историческая справка

В 1838 году китайский император поручил новому губернатору провинции Кантон, где располагался единственный разрешенный для западных торговцев порт, наказать «иностранных дьяволов». Губернатор потребовал, чтобы американцы и британцы передали правительству Китая 20 тысяч сундуков опия для уничтожения. Англичане и американцы отказались выполнить это требование. В ответ губернатор немедленно заблокировал колонию иностранцев в Кантоне, а изъятый опиум выбросил в Жемчужную реку.

Британские торговцы, уходя, сказали: «Мы вернемся с силой, потому что вы только что конфисковали опиум королевы». Вернувшись с регулярной армией и британским военным флотом, они нанесли сокрушительное поражение Китаю, Кантон был разрушен и сожжен. Согласно условиям Нанкинского мирного договора 1842 года, китайское правительство вынуждено было выплатить 21 миллион фунтов стерлингов в качестве компенсации не только за захват британского опиума, но и за расходы британского Королевского флота. Договор также вынудил открыть несколько других портов для западной торговли, что позволило беспрепятственно течь опиуму и положило начало так называемому «веку унижения» для китайцев.

Уоррен Делано II был одним из самых известных в США людей, которые заработали свое состояние на владении кораблями-клиперами и торговле с Китаем. Когда Уоррен Делано умер в 1898 году, он завещал каждому из своих детей более 1 миллиона долларов, что позволило ему в то время войти в список 400 состоятельных людей Forbes в Америке. Его самым известным потомком был его внук Франклин Делано Рузвельт — 32-й президент США.

В конце 19 века, с появлением морских пароходов, эра клиперов подошла к концу; они не могли уже сравниться с ними в скорости и грузоподъемности, а последнюю точку поставило открытие Суэцкого канала, сократившее путь в Азию в два раза. Клиперам через канал пройти было невозможно, так как ширина канала не позволяла им лавировать.

Стоимость фрахта резко снизилась, и когда-то элитные морские суда клиперы стали браться за перевозку руды, леса и так постепенно доживали свой век. Некоторое время еще строили парусно-винтовые клиперы, у которых, помимо паруса, имелись паровые машины. В России такие суда называли крейсерами, но и они не смогли долго противостоять техническому прогрессу и в начале 20 века исчезли с морских просторов, уступив место мощным паровым линкорам.

42d135f33291aee80a632a96b4cd1081[1].png

Единственным дожившим до наших дней клипером стал «Катти Сарк», расположенный в сухом доке в Гривинче и использующийся в качестве музея.

Советуем изучитьМойка и химчистка яхт


Возврат к списку