Форштевень яхты первым встречает морскую волну

Балка из дерева или стали к которой прикреплена носовая обшивка судна, называется форштевнем. Как и большинство терминов парусного флота, это слово произошло от голландского voorsteven (voor – передний, steven – брус, корень, стояк). В нижней части он соединен с килем яхты.

f9bb14a69a34188a063ddda4210160e0[1].png

Типы форштевней

По форме штевни подразделяются на следующие виды:

  • Классический;
  • Обратный;
  • Прямой.

Познакомимся с ними поближе, чтобы разобраться в достоинствах и недостатках.

Это интересно. Сотрудники компании West Nautical Service осуществляют сервисные работы всех типов яхт.

Классический форштевень

fc177eb864ddfd57619b3b2889662b6f[1].png

Передний брус наклонен вперед. Развал бортов широкий, носовой отсек корпуса заглублен в воду. Судно с таким форштевнем легко всходит на волну и мягко идет по ней. Носовая палуба остается сухой даже при сильном ветре. Незаметен слеминг, то есть вибрация корпуса вследствие удара днища о встречную волну.

Все это хорошо для яхт типа «blue water», то есть предназначенных для морских круизов и отдыха на воде. На баке можно с удобствами загорать, наслаждаясь легким бризом и пугаясь дрожи судна. Команда легко управляется с парусами и швартовкой. Да и выглядят такие яхты прекрасно. Они похожи на несущиеся по волнам легендарные клиперы и бригантины.

Обратный форштевень

c23cf1f3eb26eec492b02e0e316a0e94[1].png

Однако для спортивных яхт подобные форштевни уже устарели. Высоких результатов на регатах добиваются суда другой конструкции. Верхний конец их штевня отклонен назад по оси корпуса судна. Он не всходит на волну, а «режет» ее. Такой форштевень резко повышает скоростные характеристики яхты. Поэтому ее широко применяют при строительстве современных спортивных судов. Но для круизных яхт подобная конструкция не подходит.

Прямой форштевень

681bc0156d11b270f599e0cf1c28b755[1].png

Носовой брус уходит в воду под прямым углом, борта развалены мало, корпус длинный и узкий. Подобная конструкция чаще всего используется на катамаранах. Узкая передняя палуба редко бывает сухой, но особого значения это не имеет, ведь места остается достаточно на кокпите. Зато гарантируется высокая остойчивость и приличная скорость. Основной недостаток – неудобства при швартовке и отдании якоря. Ради этого иногда приходится даже сооружать складную якорную площадку. Сегодня такой форштевень стал фактически типовым для спортивных катамаранов и семейных яхт каботажного плавания.

Кстати! Мы ремонтируем все виды форштевней гоночных и круизных яхт.

Особенности управления судами с разными форштевнями

5ef81fe16cb3621ebc2a03fb0f265e38[1].png

Положение центра плавучести судна зависит от объема и формы погруженной в воду части корпуса. Центр плавучести обратного штевня сильно смещен вперед. В результате этого воздействие волны на яхту заметно меньше, чем при других конструкциях.

Еще одна важная характеристика – острота штевня. Этот параметр равен половине угла схождения бортов на штевне. Классическая яхта имеет остроту около 20 градусов, спортивная – до 10. Но подобный форштевень требует длины корпуса не менее 16 метров. Эти качества характерны для высокоскоростных яхт и катамаранов. Но в последние годы подобные корпуса все чаще сооружают для модерновых суперъяхт.

Выбирая яхту, начинайте ее осмотр с форштевня. Именно он определяет ее реальные характеристики и будущее предназначение.


Возврат к списку