История, конструкция и эксплуатация судна на воздушной подушке


Возможности любого водоплавающего средства передвижения ограничены. Осадка не дает подойти к берегу, приходится строить портовые сооружения, как минимум – пристани. Зимний лед полностью лишает обычные суда способности передвигаться, в рейс выходят только ледоколы. Сильный шторм заставляет прятаться в бухтах, но и там корабль может выбросить на камни. А возможно ли построить судно, которому не нужны причалы? И оно могло передвигаться по льду и посуху, словно по морю?

История судов на воздушной подушке

Считается, что идею подобного транспортного средства предложил еще в 18 веке шведский ученый Эммануил Сведенборг. Но уровень техники того времени не позволил ее реализовать. Веком позже его соотечественник Густав Лаваль получил патент на устройство для нагнетания воздуха под днище судна. Первым реализованным СВП признан катер, сооруженный австрийцем Дагобертом Мюллером фон Томамюлем в 1915 году.

Теорию судов на воздушной подушке создал Константин Циолковский. На основе его работ советский конструктор Владимир Левков собрал и испытал 1935 году первый промышленный образец десантного СВП. Все пять его катеров были уничтожены в сражениях Великой Отечественной войны.

2835dbcbae08eb66cb8a6715bdf6eb77[1].png

Поэтому во всем мире изобретателем первого военного судна на воздушной подушке считается англичанин Кристофер Кокерелл, который в 1955 году запатентовал hovercraft, то есть «парящий агрегат». Четыре года спустя его SR-N1 пересек Ла-Манш всего за 20 минут.

Судно на воздушной подушке – универсальный транспорт

СВП особенно актуальны для нашей страны. Зимой ее реки несудоходны, глубина тысяч озер достаточна только для надувных лодок и байдарок. Болота сегодня занимают 6% территории России. Их площадь активно растет вследствие тающей вечной мерзлоты. Образовавшиеся трясины непроходимы ни для наземных колесных, ни для водных средств передвижения.

Все ограничения снимаются, если корпус корабля оторвать от поверхности воды. Эта идея реализована в конструкции особых судов на воздушной подушке. Ее создает мощный вентилятор, а удерживает резиновая «юбка», окружающая по периметру днище. Для передвижения служит пропеллер на корме. Такова, в общих чертах, классическая схема СВП, то есть судна на воздушной подушке.

Кстати! Компания West Nautical Service обслуживает катера любого типа!

Преимущества СВП:
  • Возможность передвижения по воде, льду и суше.
  • Неограниченное время навигации.
  • Не обязательны пристани и причалы.
  • Высокая скорость до 150 км в час.
  • Прибрежная зона и грунт не разрушаются.

Недостатки СВП:

  • Огромный расход топлива.
  • Необходимость частой замены обрамления воздушной подушки, которое истирается и рвется от соприкосновения со льдом и землей.
  • Шум от двигателя.
  • Недостаточная остойчивость, вследствие чего невозможна эксплуатация СВП в шторм и при сильном ветре скоростью более 15 м в секунду.

Виды судов на воздушной подушке

Существуют следующие конструктивные схемы СВП:

  • Камерная. Подъемная сила создается давлением воздуха, который нагнетает вентилятор под вогнутое днище. Он истекает через щель, образовавшуюся под приподнявшимся судном. Расход воздуха и горючего огромен.
  • Сопловая. Воздух нагнетается из сопел, расположенных по периметру днища. К статическому давлению прибавляется реактивная сила истечения воздуха из сопел. У такой конструкции зазор между судном и поверхностью больше, а расход топлива – меньше.
  • Щелевая. Воздух истекает через щели несущей и опорной поверхностями днища, профилированными особым образом.
  • Динамическая. Подъемная сила возникает при движении вдоль поверхности на малой высоте благодаря так называемому экранному аэродинамическому эффекту.

Устойчивое положение и движение нединамических СВП с полным отрывом от поверхности обеспечивает ограждение из гибкого материала по периметру судна. Они движутся благодаря воздушным винтам или воздушно-реактивным двигателям. Достижима скорость до 150 км в час. На СВП с частично погруженными в воду ограждениями используются водометы или гребные винты.

Читайте также о конструкциях, которые изготавливают наши мастера.

Примеры судов на воздушной подушке

В середине прошлого века началось массовое строительство СВП во всем мире и, разумеется, в СССР. Первыми оценили все преимущества этого средства транспорта военные.

Десантные суда на воздушной подушке

С 1970 года на вооружение ВМФ поступили первые СВП «Джейран». Два газотурбинных двигателя ДТ-4 нагнетали воздух в сопла под днищем и вращали маршевые двигатели. На ходу судно управлялось воздушными рулями. Корабль мог перевезти 2 средних или 3-4 плавающих танка, 5 БТР или 200 десантников. Было построено 20 судов данного проекта. Сегодня им на смену пришли гораздо более мощные СВП.

80e48539fbb29bd58ef86bc0533f88d7[1].png

Суда проекта «Зубр» тоже были разработаны в СССР. По мере их выпуска росли размеры и возможности. Это единственное советское средство вооружения, которым оснащены войска стран НАТО по сей день. Современная модификация «Зубра» признана самым большим и мощным в мире судном на воздушной подушке.

64a66a870b5b8fbebdf4360af18f5c18[1].png

В задачи данного СВП входят транспортировка боевой техники и личного состава на необорудованные береговые плацдармы. Грузовой отсек вмещает 3 танка или 10 БТР общей массой до 150 тонн. Или же 8 БМП плюс 140 десантников. Без техники на борту могут разместиться до 500 человек.

«Зубр» огромен. Его длина 57 м, ширина 27 м, высота 22 м. Оно способно преодолеть 550 км со скоростью 111 км в час. Суммарная мощность энергетической установки – 50 000 лошадиных сил. 4 нагнетателя накачивают воздушную подушку, 3 винта диаметром 5,5 м обеспечивают движение по горизонтали. Управляют этим ревущим чудовищем всего 26 человек команды.

1bdcf5e94511f9488a7d9f7cc662941b[1].png

В 1965 году сенсацию произвел «каспийский монстр» – заснятое со спутника испытание первого в мире экраноплана «Лунь». До взлета суперсамолета «Мрия» этот гигантский летательный аппарат был крупнейшим в мире. 10 турбовинтовых двигателей обеспечивали ему скорость 500 км в час, дальность 1500 км и грузоподъемность 550 тонн. Поистине грозное оружие так и не было доведено до ума. В 1980 году экраноплан затонул во время испытаний. Перестройка и последующий развал страны так его и оставили на дне Каспия. Сегодня разработки экраноплана возобновлены, суда меньшего размера уже эксплуатируются у нас и за рубежом. Но техника эта дорогая и требует высокой квалификации рулевого. Поэтому пока еще не очень распространена.

Суда на воздушной подушке для работы в экстремальных условиях

Освоение арктической зоны – вопрос экономической стратегии нашей страны. В сложнейших климатических условиях СВП наиболее полно реализуют свои преимущества. К примеру, катер «Звезда» способен передвигаться по открытой воде, льду и болоту при температурах от +40 до -50 градусов и ветре до 20 метров в секунду. Он рассчитан на перевозку 25 пассажиров и 0,5 тонны груза или 2 пассажиров и 3 тонн груза. Салон утеплен и полностью безопасен. Силовая установка мощностью 800 лошадиных сил работает на дизельном топливе.

102dde5990b9d86f12034a5bf715a2e5[1].png

Гражданские суда на воздушной подушке

Первое пассажирское СВП «Сормович» разработали и впустили на воду в Горьком, нынешнем Нижнем Новгороде, в 1965 году. Судно было рассчитано на круглогодичные перевозки 50 пассажиров и проработало 2 навигации на линии Горький – Чебоксары. Но из-за недоработок силовой установки так и не пошло в серию. Волжское пароходство предпочло суда на подводных крыльях. Тем более, что никакой инфраструктуры для зимней навигации просто не существовало.

dee2043251d023ceb87d72f79239ed64[1].png

Тема пассажирских судов на воздушной подушке надолго стала закрытой. Но сегодня они переживают ренессанс.

Яркий пример – СВП «Хивус-48», который серийно выпускает компания «Аэроход». Фактически это то же самое «Красное Сормово», только под другой вывеской. Судно габаритами 19х8 м рассчитано на перевозку 48 пассажиров на расстояние до 500 км. Оно может выйти на берег с уступом до 0,8 м, что делает катер весьма удобным для сообщения с удаленными поселками и туристических поездок. Еще лучше с экскурсионными маршрутами справляется модификации «Хивус-20» и «Хивус-6», рассчитанные, соответственно, на 20 и 6 пассажиров.

f6428d94728faeab756fd901e6de26a1[1].png

Частные суда на воздушной подушке

С недавнего времени СВП заинтересовали рыболовов, охотников и любителей экстремально спорта. Вот, например, катер «Соболь» со стеклопластиковым корпусом без закрытой кабины. Экипаж – водитель и один пассажир плюс до 15 кг груза.

38dedbdc8513f4ca754d8769810bffdb[1].png

Вполне естественно, что российские умельцы не обошли вниманием суда на воздушной подушке. Самая известная подобная конструкция – катер «Ак-Тай» из поселка Ноябрьский Ямало-Ненецком автономном округе. Его создатель публикует в Интернете чертежи и подробно рассказывает о самостоятельном изготовлении.

2ecf35e0fde0a55c4aeec209fef576b5[1].png

Изучите также наши предложения по ремонту и обслуживанию экстремальной техники.

Но никакие технические средства передвижения никогда не сравнятся с плаванием под парусами. Благодаря яхтам мы сливаемся с морским ветром и улетаем далеко от суеты и смога больших городов. Шум волн прекраснее рева двигателей. Эта любовь – навсегда.

Возврат к списку


Яхта Claudia обрела свое имя
16 Марта 2020
Яхта Claudia обрела свое имя
Вест Наутикал Сервис установила светящегося названия на моторную яхту Sunseeker 76 2020 года. Работы были произведены в Великобритании, в яхт-клубе города Пул.
Трап и кильблоки для лодки Sunseeker
9 Марта 2020
Трап и кильблоки для лодки Sunseeker
Специалисты Вест Наутикал Сервис провели ряд дополнительных работ для лодки Sunseeker 116 2020 года выпуска, только что сошедшей с верфи. Судно находилось в Великобритании, в яхт-клубе города Пул, на английском побережье Ла-Манша.
Вест Наутикал Сервис: на острие интересов клиента
15 Мая 2019
Вест Наутикал Сервис: на острие интересов клиента
Конкуренция на рынке яхтенного сервиса с каждым годом все более острая. Появляется все больше компаний, которые готовы предложить услуги по полировке и ремонту корпусов, изготовлению тентов, ремонту моторов, установке дополнительного оборудования и многому другому.