Рангоут парусника – его гордость


Как и большинство терминов парусного флота, это слово ввел в русский язык Петр I. Он учился морскому делу в Голландии и там узнал, что тамошние моряки так называют все мачты и реи судна. В переводе с голландского языка Rondhout – просто «круглое дерево».

Большинство отечественных яхтсменов еще в детстве впервые узнали, что такое рангоут из прекрасной повести «История капитана Врунгеля».

Рангоут - буквально: "круглое дерево" - мачты, реи и т.п. Сейчас на больших кораблях почти весь рангоут металлический, клепанный или сваренный из стальных листов. Получается круглое дерево, сваренное из стальных листов... Вот и разберитесь тут!

7c656afbbd6245a1f112f42b1c8609fc[1].png

Книжка детская, но определение совершенно исчерпывающее, прямо из словаря морских терминов. Последние годы расширили его новыми материалами. Современный рангоут изготавливают еще из алюминиевых труб. А совсем недавно в обиход спортсменов вошли мачты из углепластика. Они существенно облегчают яхту, что позволяет ускорить ее ход и выиграть регату.

Советуем изучить информацию об изготовлении и ремонте рангоута компанией West Nautical Service.

Из чего состоит рангоут парусного судна

c77acbabd09042d21080839c2f5f488c[1].png

Основное предназначение рангоута – несение парусов. Они столетиями были единственным движителем судов, за это время парусное вооружение довели до совершенства, а вместе с ним и рангоут. Его основные части:

  • мачты,
  • стеньги,
  • реи,
  • гики,
  • гафели,
  • бушприт.

Познакомимся с ним поближе.

Мачты

d8df74e5d486d399bfbe85b18a00ef7a[1].png

Это установленные вертикально главные элементы рангоута. К ним крепятся прочие его части. Нижний конец мачты, так называемый шпор, закреплен не на палубе, а проходит сквозь нее и вставлен в степс-гнездо на киле судна.

Мачты имеют собственные имена. Первая со стороны форштевня – фок-мачта, вторая, самая высокая, – грот-мачта, третья – бизань-мачта. Такова классическая схема рангоута, продержавшаяся несколько столетий. Только в середине 19 века построили грузовые парусники с большим числом мачт. Рекорд принадлежит семимачтовой шхуне «Томас У. Лоусон», спущенной на воду в 1902 году. Если мачт больше трех, то остальные называют «вторая грот-мачта», «третья грот-мачта» и так далее. Бизань сохраняет свое наименование.

Габариты мачт крупных парусников огромны. У современного барка «Крузенштерн», к примеру, диаметр грот-мачты у палубы около одного метра. Она достигает 56 метров над палубой. Это высота двадцатиэтажного дома. Цельный древесный ствол такого размера найти крайне сложно, да и срубить его в наше время не позволят экологи. Но выход нашли еще в средние века.

Стеньги

da3a444621c768f1c9e4bc1246939b9a[1].png

Мачты больших кораблей изготавливали из нескольких деревьев. Нижнее, самое мощное, назвали колонной или просто мачтой, а верхние – стеньгами. В переводе с голландского steng – это «штанга» или просто «шест». В единое целое их сочленяли эзельгофтами, то есть «ослиными головами». Эта деталь рангоута действительно ее напоминает. В местах соединения устанавливали салинги, площадки с креплениями для вант. Это тросы, крепящие мачты и стеньги к бортам судна. Нижний салинг называется марсом.

Реи

5735bb16c2683959b2b6167566b935c7[1].png

В точках соединения стеньг к мачтам крепятся горизонтальные реи. Данный элемент рангоута служит для закрепления и растягивания верхней и нижней шкаторины парусов. В середине они соединяются к мачтам подвижным соединением. Благодаря этому реи можно поворачивать, поднимать и опускать ради самой выгодной постановки парусов.

В эпоху скоростных клиперов изобрели лисель-спирты, дополнительные реи. Их выдвигали с концов основных рей и крепили к ним дополнительные паруса – лиселя.

Гик и гафель

7a7ab723aa52fb1a79b93903116c6f15[1].png

Для постановки косых парусов служат реи особой конструкции – гик и гафель. Они закреплены на мачте одним концом посредством подвижного соединения. По гику растягивают нижнюю, а по гафелю – верхнюю шкаторину паруса. По ветру его устанавливают, подтягивая и ослабляя гика-шкот. На яхтах гафеля чаще всего нет, верхний угол треугольного паруса закреплен на топе мачты.

Бушприт

7207a2664356e248ee720fe269257539[1].png

Наклонная мачта, выступающая вперед над ахтерштевнем. Изначально он служил для постановки прямых парусов – блиндов. Но впоследствии бушприт удлинили, его продолжение называют утлегарем. Он нужен для установки носовых треугольных парусов: стакселей и кливеров. Их верхний угол крепится на фок-мачту.

Кстати! Компания West Nautical Service проводит техническое обслуживание рангоута яхт любой конструкции.

Названия элементов рангоута

От наименований частей рангоута так и веет морским свежим ветром. Бом-бом-грот-стеньга – звучит как музыка. Но для матроса парусника эти слова несут точную информацию о местоположении каждого элемента рангоута. Что означают эти приставки?

  • «Фор» – приставка, означающая, что данный элемент находится на фок-мачте выше марса;
  • «Грот» – приставка, означающая, что данный элемент находится на грот-мачте выше марса; «Крюйс» – приставка, означающая, что данный элемент находится на бизань-мачте выше марса;
  • «Брам» – приставка, означающая, что данный элемент находится на третьей стеньге;
  • «Бом» – приставка, означающая, что данный элемент находится на четвертой стеньге. Удвоение или утроение приставки перемещает его на следующие уровни мачты.

Итак, что означает термин «бом-бом-брамс-грот-рея»? Четвертая снизу рея грот мачты. Все просто и понятно. Почему не называть их по-русски? Не стоит ломать традиции парусного флота, введенные Петром I.

Читайте также о том, как Мастера компании West Nautical Service готовят яхты к новому сезону мореплавания.

До недавнего времени полноценный рангоут сегодня можно увидеть только на учебных парусниках. Там обязательно проходили морскую практику курсанты морских училищ. В России эту роль играют фрегат «Паллада», барки «Седов» и «Крузенштерн». В новом веке начался бум морских круизов на парусных судах. Путешествия на «Крузенштерне» пользуются огромной популярностью.

f6b211bf26702e93ba47561e327d5a55[1].png

Уже строятся специальные парусные суда для круизов. Самый яркий пример – Royal Clipper, единственный в мире пятимачтовый клипер, спущенный на воду в 2000 году. Пассажиры обеспечены полным комфортом, плюс необыкновенное ощущение плавания под парусами. Море зовет новых романтиков.

Возврат к списку


Яхта Claudia обрела свое имя
16 Марта 2020
Яхта Claudia обрела свое имя
Вест Наутикал Сервис установила светящегося названия на моторную яхту Sunseeker 76 2020 года. Работы были произведены в Великобритании, в яхт-клубе города Пул.
Трап и кильблоки для лодки Sunseeker
9 Марта 2020
Трап и кильблоки для лодки Sunseeker
Специалисты Вест Наутикал Сервис провели ряд дополнительных работ для лодки Sunseeker 116 2020 года выпуска, только что сошедшей с верфи. Судно находилось в Великобритании, в яхт-клубе города Пул, на английском побережье Ла-Манша.
Вест Наутикал Сервис: на острие интересов клиента
15 Мая 2019
Вест Наутикал Сервис: на острие интересов клиента
Конкуренция на рынке яхтенного сервиса с каждым годом все более острая. Появляется все больше компаний, которые готовы предложить услуги по полировке и ремонту корпусов, изготовлению тентов, ремонту моторов, установке дополнительного оборудования и многому другому.