Шкот – это рабочая лошадь парусного вооружения яхты

Учебные пособия по яхтингу сообщают, что шкот – это снасть для растягивания нижних углов паруса по реям или гикам. А эти слова что обозначают? Разберемся подробно и не спеша.

image4.png

Устройство парусной яхты

Крейсерская, то есть полноценная парусная яхта состоит из следующих элементов:

  • Корпус создает судну водоизмещение и необходимую жесткость. К корпусу крепятся остальные детали яхты;

  • Перо руля удерживает судно на заданном курсе. Его положение управляется штурвалом из кокпита;

  • Плавник – подводное крыло, противодействующее дрейфу и опрокидыванию. Легкий плавник, он же шверт, можно убирать внутрь корпуса для уменьшения осадки. В таком положении он не мешает заходить в мелкие бухты. В тяжелом плавнике размещают балласт. Такая конструкция резко повышает мореходные качества и позволяет яхте курсировать даже в открытом океане при любом волнении;

  • Парусное вооружение служит для получения тяги из энергии ветра. Он состоит из парусов, рангоута и такелажа. Это основной движитель судна.

Кстати! Мы занимаемся изготовлением чехлов и тентов для яхт: готовые решения и индивидуальный дизайн.

Рангоут и такелаж парусных судов

Система балок, к которым крепятся паруса, называется рангоутом. В него входят:

  • Мачта. Вертикально стоящий столб, несущий паруса на реях;

  • Реи. Горизонтальный элемент рангоута, в середине жестко закрепленный на мачте. Все они раскреплены к бортам «стоячим» такелажем, то есть тросами из стали или синтетики;

  • Салинг. Небольшая горизонтальная рама на мачте для крепления к нему бакштагов и вант;

  • Гик. Горизонтальный элемент рангоута, закрепленный на мачте подвижным соединением. По нему растягивается нижний край треугольного паруса.

image1.png

Изначально рангоут изготавливали из дерева. Так называемый «строевой» лес был на строгом учете, рубить его разрешали только для строительства кораблей. Особенно ценились прямые деревья без изъянов, пригодные для изготовления рангоута. Сегодня основным материалом стали алюминиевые трубы. Актуальный тренд 2020 года в дизайне парусных яхт – рангоут из углеродистого волокна. Он легок, прочен и не разрушается морской водой и ультрафиолетом.

Это интересно! Бережливые владельцы водных транспортных средств понимают, что следить за чистотой яхты, как корпуса снаружи, так салона внутри, не менее важно, чем проводить техническое обслуживание. Записывайтесь к нам на мойку и химчистку яхт.

Все снасти яхты объединяются в такелаж. Существуют два его типа:

  • «Стоячий» такелаж удерживает все элементы рангоута в нужном положении. Его важнейшие элементы – бакштаги и ванты, поддерживающие мачты и реи в необходимом положении;

  • «Бегучий» такелаж служит для постановки парусов и управления ими. Его главная снасть – шкот, которым закрепляют шкаторину, то есть нижний край паруса. Прямые паруса притягивают шкотами к реям. Гика-шкот закреплен к одному углу треугольного паруса и расправляет его вдоль гика.

image2.png

История шкотов парусных яхт

Название снасти происходит от голландского слова «schoot», как и большинство терминов парусного флота. Они ведь вошли в русский язык с подачи императора Петра I, чьими учителями морского дела были именно голландцы. Столетия материалом для изготовления шкотов служила пенька, волокно из технической конопли. Пеньковые канаты и шкоты не разъедаются морской водой. Вплоть до 19 века лучшую пеньку поставляли из России. Этот экспортный товар был не менее важен, чем меха и мед.

Сегодня шкоты изготавливают из облегченного полипропилена в оболочке из полиэстеровых нитей. Современные яхтенные шнуры нерастяжимы и не боятся морской воды и солнечного ультрафиолета.

Важно! Информацию об обслуживании парусного вооружения яхты читайте здесь.

image3.png

Интересно знать! В оплетке шкотов часты цветные нити. По легенде, это правило введено британским адмиралтейством для предотвращения воровства ценных снастей с военных судов. При обнаружении такого шкота на гражданском судне его владельца ждала тюрьма.

Работа со шкотами при поворотах

Каждый шкот на парусном корабле имеет собственное название, соответствующее определенному парусу. На яхтах чаще всего используются грота-гика-шкот и спинакер-гика-шкот. Они служат для приведения паруса к ветру под нужным углом.

Парусные суда редко ходят прямым курсом, они непрерывно лавируют, меняя галсы, то есть направление движения. Опасность подобных маневров состоит в том, что при повороте корма яхты пересекает направление ветра и гик вместе с гротом резко перебрасывается на противоположный борт. Это чревато не только травмами матросов, но и повреждениями судна и даже его переворотом.

Ради безопасности перемещение рангоута должно происходить под контролем. За это отвечает шкотовый матрос, его обязанность – непрерывное слежение за поведением паруса. При любом изменении галса их необходимо переустанавливать и заново настраивать. Шкотовому матросу приходится быть постоянно готов начеку, чтобы подтянуть парус при малейших признаках того, что яхта теряет ход.

При неправильном расположении паруса относительно ветра шкаторина, его нижний край, начинает колебаться. Это явление называют заполаскиванием, задача матроса – его предотвратить или ликвидировать. Если яхта уходит от ветра, то шкоты при повороте вытравливают, а на новом курсе как можно быстрее подтягивают, избегая заполаскивания. При приведении к ветру шкоты во время поворота выбирают.

Хорошо иллюстрирует этот процесс поворот фордевинд, то есть пересекая ветер, дующий со стороны кормы. Последовательность работы такова:

  • Шкипер командует: «Отдать шкоты!» и разворачивает яхту в сторону от ветра. В этом положении паруса могут совсем сложиться;

  • Следующая команда: «Приготовиться к повороту!». Всем, нужно удвоить внимание и пригнуться. Гик быстро пролетает над палубой к противоположному борту. Шкотовый матрос смягчает рывок, придерживая гика-шкот;

  • Шкотовый матрос контролирует поворот гика от одного борта к другому, смягчая резкие толчки натяжением гика-шкота. После поворота и приведения к ветру он должен как можно быстрее выбрать слабину;

  • После поворота шкипер фиксирует румпель в среднем положении, а шкотовый матрос заново настраивает парус.

Это интересно! Работа с гика-шкотами требует больших физических усилий. Поэтому она осуществляется через тали или специальными шкотовыми лебедками. Писатель Александр Грин даже сочинил песню шкотовых матросов.

image5.png




Возврат к списку