Якорное устройство – обязательная принадлежность любого судна

Мореплавание всегда было опасным занятием. Но и стоянки не были безопасными. Столетиями совершенствовались корабли, эволюционировали от гребных галер к парусникам, затем оснащались паровыми машинами, железные и стальные корпуса пришли на смену деревянным. Многое ушло в безвозвратное прошлое, однако на каждом судне есть агрегат, известный морякам со времен глубокой древности. Это якорь.

4967f9cea1ea5415b0b7e1cdc60d2473[1].png

Его применение не ограничено только стоянкой в гавани. Если хватает длины цепи, то отдать якорь возможно даже вдали от берега и так уберечься от выброса на рифы. Швартовка при сильном течении или ветре чревата ударом на причал, а вовремя отданный якорь снижает опасность аварии. Полезен он и при кормовой швартовке.

Якорь поможет изменить курс яхты в узостях шхер или забитых лодками маринах. Он ограничит циркуляцию и легко гасит инерцию, предотвращая столкновения. Наконец, снимает с мели застрявший корабль. Для этого якорь транспортируют на глубину и там заводят в грунт. Затем выбирают цепь лебедкой и понемногу стаскивают яхту на воду.

Кстати! Наши мастера отремонтируют любое электрооборудование вашей яхты.

Элементы якорного устройства

На судне необходимы как минимум одно якорное устройство на носу. В его состав входят:

  • Якорь.
  • Якорные цепи.
  • Клюзы.
  • Якорные лебедки и брашпили.
  • Крепления к корпусу судна.

a33fb042ecf6d13db7c6e5604ad485aa[1].png

Якоря подразделяются на становые и вспомогательные. Задача станового якоря – удержать судно на одном месте после отдачи. Но он не препятствует перемещению вокруг этой точки. Окончательно фиксируют корабль вспомогательные якоря, отданные с кормы.

Их называют стоп-анкерами, чей вес не превышает трети станового якоря. Еще легче и меньше – верпы, еще вдвое легче. Самые маленькие и легкие – четырехлапые кошки, обязательная принадлежность любой лодки. Ими же ищут и поднимают упавших за борт предметы.

Технические параметры якорей

Главная характеристика судового якоря – держащая сила. Так называется минимальное усилие, достаточное для срыва якоря с дна. Особенно важна эта характеристика для становых якорей. Они обязаны не только прочно закрепляться в грунте, но и легко отрываться от него при выбирании. Кроме того, надежно и безопасно крепиться в походном положении. И не быть слишком дорогими, ведь якорь достаточно часто остается на дне в случае обрыва цепи.

5bfde09cc16c5c90f43770dd77532751[1].png

Держащая сила зависит еще от морского дна, скрытого от глаз толщей воды. Оно может быть песчаным, галечным, глинистым, каменистым или находиться под сплошным толстым слоем водорослей. Данный фактор нужно обязательно учитывать при постановке на якорь. Типы грунтов у постоянных стоянок указаны в лоциях, но в неизвестных местах возможны крайне неприятные сюрпризы.

Типы якорей

Ради обеспечения максимальной держащей силы на любых грунтах разработано множество универсальных конструкций. Они подразделяются на два основных типа:

  • Штоковые, погружающиеся в дно одной лапой.
  • Со штоком или без него, погружающиеся в дно двумя лапами.

c051a88a69fa5e75291eba885276f5ca[1].png

Познакомимся с ними поближе.

Читайте также о дополнительном оборудовании, которое мы можем установить на вашей яхте.

Адмиралтейский якорь

В середине 19 века резко выросли габариты и массы кораблей и якоря перестали спасать их от аварий. Британское адмиралтейство исследовало все находящиеся в эксплуатации якорные устройства и выработало стандарт, который так и назвали – адмиралтейским. С 1852 года все британские суда оснащались якорями, изготовленными согласно данному стандарту. Конструкция оказалась на редкость удачной и быстро распространилась на весь мир.

Элементы адмиралтейского якоря:

  • Веретено, центральный стержень.
  • Лапы на двух рогах. Они отлиты и откованы одновременно с веретеном.
  • Тренд, утолщенное соединение рогов и веретена. Нижняя сторона тренда именуется пяткой.
  • Шток, вставленный в отверстие наверху веретена. Направление штока перпендикулярно лапам.
  • Якорная скоба над штоком. К ней крепится цепь.

Главное конструктивное преимущество адмиралтейского якоря – подвижный шток. Он разворачивает вертикально рога опущенного на дно якоря, после чего оказавшаяся внизу лапа глубоко вонзается в дно. С одной стороны шток обязательно загнут. Благодаря чему его возможно расположить вдоль веретена и удобно закрепить в походном положении.

e31c2119c7ca892238e149c6639e963c[1].png

При всей простоте конструкции для адмиралтейского якоря характерна большая удерживающая сила даже на скалистых грунтах, где плохо держат якоря другой конструкции. Поэтому он в ходу по сей день, несмотря на многочисленные недостатки:

  • Большой вес и габариты.
  • В транспортном положении якорь закреплен на палубе и подготовка в его отдаче требует времени.
  • На мелководье торчащая вверх свободная лапа опасна для проходящих судов.
  • Ее может зацепить, а потом и оборваться собственная якорная цепь.

Недостатки адмиралтейского якоря послужили поводом для разработки новых конструкций якорных устройств.

Якорь Холла

Таким якорем оснащено большинство современных тяжелых кораблей. Его составные части:

  • Веретено с проушиной в нижней сильно утолщенной части.
  • Коробка с двумя мощными лапами и гнездом для веретена. Возможен ее поворот до 45 градусов при входе лап в грунт.
  • Песочники – углубления по сторонам коробки, способствующие ее повороту при погружении в грунт.
  • Скоба для цепи присоединена к проушине наверху веретена.

Отданный якорь Холла сперва ложится на дно. Движение судна вызывает поворот коробки, лапы врезаются в грунт и зацепляются.

1a094e481005035fd6565bfa21bf2595[1].png

У данного якоря большая держащая сила. И он удобнее адмиралтейского, поскольку не имеет штока и его целиком втягивают в клюз. Поэтому вес практически не ограничен. Он не опасен для проходящих судов и не грозит запутыванием цепи. Серьезный недостаток якоря Холла – способность терять сцепление с грунтом при изменении направления ветра или течения. Этот дефект устранил отечественный изобретатель Матросов.

Якорь Матросова

dc4484314fe9f7e6fe261f9bb083ae20[1].png

У этого якоря широкие лапы, прижатые к веретену. Они соединены со штоком, находящимся выше подвижного соединения веретена с трендом. Шток препятствует опрокидыванию якоря при волочении по дну и зарывается в мягкий грунт вместе с лапами. Благодаря чему его держащая сила в 4 раза больше, чем у адмиралтейского якоря такой же массы. Конструкция штока не препятствует его втягиванию в клюз.

Якоря для яхт

Адмиралтейский якорь на яхтах встречается сегодня редко. Для них он крайне неудобен. Якорь Холла тоже слишком тяжел. Зато якорь Матросова нашел самое широкое применение. Он компактен, отлично держит на сложных грунтах и легко убирается. Все чаще на яхтах используются якоря новых конструкций.

Якорь Дэнфорта

2cfe45f8762526fa410e4024e4f1ce67[1].png

Лапы плоские и максимально сближены. Нижняя часть веретена удлинена и оснащена штоком. После отдачи якорь протыкает мягкую поверхность грунта и уходит на глубину до твердого слоя. Его держащая сила в 50 раз больше собственной массу. Якорь Дэнфорда высокоэффективен на песчаных грунтах, но на гальке и камнях держит плохо. Недостаток – возможность излишнего погружения в грунт и, как следствие, сложность подъема, особенно вручную.

Якорь-кошка

855b49b0d19f7e9587e83c3c99e790b9[1].png

Самая распространенная конструкция якоря на небольших судах, вплоть до надувных лодок и байдарок. Четыре лапы складывают к веретену и приводят в рабочее положение перед употреблением. На илистом и каменистом грунте он держит плохо. Зато кошка незаменима в замусоренных акваториях потому что отлично держит и легко освобождается благодаря упругости рогов.

Якорь-плуг

b8bcda2106661ceb9d64f0ebbc7e838f[1].png

Две независимые части данного якоря при движении по дну глубоко уходят в грунт и надежно держат даже при развороте яхты вокруг своей оси. Якорь компактен и немного весит, поэтому особенно популярен среди яхтсменов.

Как выбрать якорь для яхты

Якорь – важный элемент оборудования яхты. При его выборе следует руководствоваться следующими принципами:

  • Якорь должен быть компактен и удобен при хранении.
  • Устойчив к коррозии.
  • Удерживающая сила выбирается в соответствии с массой яхты.
  • Качество удержания на разных грунтах.
  • Соответствие госстандартам. В случае аварии с использованием самодельного якоря страховая компания получит повод для отказа в выплате возмещения.

Обратите внимание на профилактику якорных устройств, которую проводят наши мастера.

891bfed9927c4003167aad76d601b542[1].png

Не рискуйте и оснащайте любимую яхту только сертифицированными якорями проверенных производителей. И чувствуйте себя в безопасности на любой стоянке в любую погоду.


Возврат к списку